Приветствую Вас, Гость

 


Ой, да не далеко, да не близко,
Ой да не высоко, да не низко,
А в аккурат на бугре стоит село по прозванию Калмакское.
На вид неказисто, да незатейливо.
Нет в нем прекрас изысканных.
Стоит то село за 200 верст да слишком
От стольного града Тюменского.
Ведут к нашему селу дороги прямоезжие и объезжие,
Тропы звериные.
Вокруг села раскинулись степи раздольные
И озера глубокие с
Пресные да соленые,
Птицей и рыбой богатые.
А в лугах разнотравье пахучее,
Да сенокосы привольные.
А в лесах места все грибные да ягодные.
Есть клубника, вишня, смородина,
Да боярка колючая.
Есть маслята,опята,грузди.
Улочки в нашем селе небольшие, да ровные.
Дворов в селе нет и тысячи,
Жителей 700 да с довесочком.
Во дворах у всех есть коровушки,
Где 2, 3, а где и все 10.
Реки текут молочные.
Где в Ситниково, а где в Старорямово.
Получают сельчане за это копеечку
долгожданную, да желанную.
У двора, да у каждого есть сад - полисад со цветочками.
Красота кругом, что в раю тебе…
Во дворах петухи поют заливаются,
утки крякают, да гуси гогочут.
Улицы названия носят народные:
Козловка, Россея,Смородинка,
Волчий хвост, Поперешная .
А главная – Сталинская.
Средь села храм стоит со крестом,
Но без маковки.
Супротив его – магазин с почтою,
а рядом памятник: воинам погибшим.
Есть у нас в селе место,
Где досуг можно провести,
Дискотеки да игрища разные.
Дом – казенный имеется,
ДК называется.
Школа у нас хорошая, двухэтажная,
С залом спортивным, да со столовой отдельною.
Народ у нас в селе живет самобытный,
Характер имеет сибирский,
но улыбчивый, да приветливый.
Щедрый душой и стар и млад.
Все талантливы.
Кто-то песню поет звонкую,
Раскрывая душу русскую.
Иной удивит веселою частушкою.
Живут в селе мастера и рукодельницы.
Кто вяжет, кто шьет,
Кто макраме плетет.
Ткут ковры и дорожки,
Вышивают крестом, да гладью.
Пекут пироги расчудесные.
Вот такие мы калмакчане!

Село Калмакское ...
На карте это только маленькая точка. Но с каким великим многовековым историческим прошлым. Оно вмещает в себя много славных страниц и прежде всего страницы о судьбах людей. Но их жизнь неразрывно связана с природой, местом обитания. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп, влияя на общественное разделение труда. С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. Поэтому особую и определяющую роль в жизни человека играет географическое расположение его места расселения.
село Калмакское (координаты) : долгота - 68°0’ E, широта - 55°46’ N

Село Калмакское расположено на территории юго-восточной части Тюменской области, южной части Армизонского района. Является населенным пунктом Калмакского муниципального поселение в 38км от райцентра.Протяженность с севера на юг – 12 км, с запада на восток –10 км.
Село расположено в юго-восточной части Тюменской области, в 230 км от областного центра и в 72 км от железной дороги. Тюменская область является одним из самых больших регионов нашей Родины, прошлое которого насыщено яркими историческими событиям, связанными с освоением Сибири, переселением крестьян из Европейской России. Эти события нашли отклик и в истории нашего села.

Страницы истории.
Переселение началось с конца XVI в. вслед за экспедицией Ермака: отмечено, что основу старожильческого населения составили переселенцы из восточных и северных областей Европейской России. Постепенно осваивая зоны подтайги и южной тайги, частично северной лесостепи, продвигаясь по Иртышу, они осваивали новые земли, сдвигая и ассимилируя тюрков и угров.
Современное население юга области включает в себя потомков «чалдонов» (старожилов), «рассейцев» (переселенцев XVIII в.) и западносибирских татар, проживающих в девяти районах юга области, в том числе в Армизонском районе.
История нашего села уходит далеко вглубь. Название же его Калмакское (сокращенное Калмак) с тюркскго переводиться как – «оставаться». Вероятно, остаток какого-то племени, большая часть которого откочевала в другую местность, а небольшой остаток «калмак» остался на прежней территории В тататрском и сибирско-татарском языках слова с корнем кал- означают «остаток», «оставлять», «обломок» [ТРС 1993:123]; Таким образом, семантика этнонима калмак – «остаток от откочевавшего в другое место племени».1
1. Из семантико-этимологического словаря сибирско-татарских этнотопонимов.
4. Предания старины глубокой …
Первые упоминания о селе Калмакское мы нашла в книге "Ведомость 1781 года о составе приходов Тобольской епархии".
На основании ревизских сказок Армизонской волости за 1795 г. и за 1782 г. по другим населенным пунктам можно сделать вывод что:в 1782 г. уже существовало 11 деревень, относившихся в то время к Кизацской слободе:Прохорова, Каянацкая (Кайнацкая), Зубарево, Глубокая, Вялково (Вьялково), Армизон, Снигирева, Плоское, Орлово, Сухая, Иваново и относящиеся к Бердюжской слободе: Калматская, Шабалино, Забошная, Няшино.
Из Ревизских сказок по Бердюжской волости 2, 1795г мы выяснили, что д. Калмацкая была образована между 1762-1772 гг. (ф. 154 оп. 8 д. 166 Ревизские сказки по Бердюжской волости , 1795г. Учтено муж. д. в 1782 г. - 138, в 1795 – 243 жен. д. в 1782 - 174, в 1795 – 271)
В ревизских сказках указано , что первая волна переселения крестьян в Тобольскую губернию прошла в 1762 году, а вторая волна переселения - в 1846 году.В списках преселенцев, указанных в ревизских сказках я
Мы нашли фамилии своих предков .
Из воспоминаний Шевелевой Евдокии и Писаревой Дарьи Андреевны (которые были внуками первых переселенцев,) шли они в Сибирь долго, целых три года.
Внуки первых переселенцев
Писарева Д.А. Шевелева Е.
Дети переселенцев
второй волны
Филатова Д. А.
Филатова В.


Первыми переселенцами была построена деревянная церковь, так как пришедшие из-за Урала крестьяне были глубоко верующими, трудолюбивыми: мужчины владели различными ремеслами, а женщины – рукоделием. Село по тем временам было зажиточное, несколько домов были деревянные двухэтажные, в них жили богатые крестьяне и держали торговые лавки. В 15-ти верстах от села проходил шелковый путь. По большим праздникам на площади перед церковью проводились ярмарки, куда с окрестных деревень люди свозили свой товар, продукты. Имелись постоялые дворы, ямщики занимались извозом. За деревней - крепкая кузница.Долгими зимними вечерами мужчины вязали сети, а женщины ткали ковры, дорожки. А в соседней д.Рямовой(в 3 верстах) был конный завод, в котором разводили орловских рысаков.
Вторая волна переселенцев, предположительно крестьяне Смоленской области.По воспоминаниям Филатова Деменьтия Артемьевича, его отцу было всего 4 года, когда семья прибыла в д.Калмакское.
5.Годы лихолетия.
Трагические события страны не обошли и наше село.
Революционная волна докатилась до него только к 20-м годам прошлого столетия. Из воспоминаний наших прапрабабушек Филатовой Евгении Деменьтьевны и Михалевой Евдиньи Андреевны, в то время им было по 10 лет, когда через деревню проходили войска генерала Колчака. Многие жители попрятались, боясь неопределенности. Но плохого ничего не произошло, наоборот, заметив у детей коросты на голове, армейский врач дал их матерям мазь, которой потом они лечили детей много лет.
После установления советской власти в с.Калмакское прошла волна коллективизации, были образованы три колхоза «Память Ленина» , «Память Сталина», «17 партсъезд».
Началась ВОВ из нашего села ушло 214 человек, остались только женщины, и старики и дети .Как и вся страна в трудные военные годы, они поддерживали фронт из тыла: отправляли муку, махорку, теплые вещи, вязанные своими руками, валенки, тулупы. Вот как вспоминают наши бабушки Писарева Мария Петровна и Михалева Елена Павловна годы войны. Когда началась война им было по 11 лет, они работали на поле: пололи табак, собирали колоски, на коровах пахали. Но, несмотря на все трудности, ходили в школу и закончили по 7 классов. Вместе с ними учились и дети из блокадного Ленинграда, которые жили в местном детдоме. На войне погибло 173 человека. Вернулось только 41.

Памятник воинам-односельчанам,погибшим в ВОВ
6.Возрождение православия на селе.
Церковь во имя святых безсеребренников Космы и Домиана
Первая церковь в с.Калмак была деревянной, построили ее в 1856 году.В 1900 году она сгорела. В этом же году прихожанами было подано прошение на строительство новой церкви, но уже из камня.Строительство новой церкви началось в 1902 году. Строили ее всем селом, помогали кто чем мог.В 1907 году строительство церкви закончилось. Это было одноэтажное белое здание, с 7-ю синими куполами, с одним колоколом, звон которого был слышен далеко по всей округе. Ограда вокруг церкви была кованная, крепления кирпичные,белые. Притч состоял из священника, диакона, двух псаломщиков.Священник получал 137 рублей 20 копеек, псаломщик-35 рублей 28 копеек.Диакон жалование не получал. Дома для притча были построены прихожанами в 1908 году.
В приход входили деревни Рямовая и Горюново. Всего прихожан насчитывалось мужского пола 2182чел., женского пола-2194 чел. За церковью числилась земля: пахотной – 90 десятин, сенокосной- 9 десятин, которая располагалась в 2 верстах от села. Церковный капитал составлял 1653 рубля.
При церкви имелась церковно-приходская школа, а в деревне Рямовой (3 верстах от с.Калмак)- министерская школа.
Церковь действовала до 1930 года. Затем ее частично разрушили: колокол сбросили на землю, купола сломали, иконы, которые прихожане не успели спрятать, сожгли. В церковном здании сначала был зерносклад, потом клуб, совхозная контора, магазин.
В 2003 году жители с.Калмакское решили восстановить церковь. На сходе села была выбрана староста Ленская Ольга Николаевна. Под ее руководством проведен частичный ремонт внутри здания, крыши. На сегодняшний день церковь действующая. В настоящее время приход открыт и по-прежнему величаво возвышается посередине площади в центре Калмака. Сюда приходят люди разных возрастов, черпая духовные и нравственные силы в общей молитве во славу Божию.


Космо-Дамиановская церковь, названная предками в честь Святых бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана, в понедельник, 14 ноября 2011 года , отмечала свой Престольный праздник. На встречу с прихожанами приехал местный священник отец Алексей вместе с благочинным Ишимского храма отцом Владимиром. После молебна состоялся крестный ход.



Мастерицы ковроткачества.
Богата калмакская земля культурным наследием. Славится оно
различными промыслами. Это и работы мастериц крючком и спицами, а главное ковроткачеством.

Выставка женских ремесел на Дне села 13 августа 2011 года.

Любовь к красоте
Великая сила – красота природы… И самое главное для нас сберечь это первозданное чудо и приумножить великое ее богатство. Создание вторичной культуры – это прежде всего создание мира красоты, несущего на себе отпечатки человеческого труда, ума и таланта. В нашем селе многие обладают такими качествами, но особую, трепетную любовь, заботу к сохранению и приумножению природного богатства проявляет Стерьхова Нина Николаевна и Никифорова Татьяна Леонидовна. У них особый дар выращивания всевозможных цветов. На их цветочных клумбах можно встретить и редкие растения, и те, которые встречаются повсеместно, но поражает взгляд их цветовое, видовое многобразнообразие.