Ой, да не далеко, да не близко, Ой да не высоко, да не низко, А в аккурат на бугре стоит село по прозванию Калмакское. На вид неказисто, да незатейливо. Нет в нем прекрас изысканных. Стоит то село за 200 верст да слишком От стольного града Тюменского. Ведут к нашему селу дороги прямоезжие и объезжие, Тропы звериные. Вокруг села раскинулись степи раздольные И озера глубокие с Пресные да соленые, Птицей и рыбой богатые. А в лугах разнотравье пахучее, Да сенокосы привольные. А в лесах места все грибные да ягодные. Есть клубника, вишня, смородина, Да боярка колючая. Есть маслята,опята,грузди. Улочки в нашем селе небольшие, да ровные. Дворов в селе нет и тысячи, Жителей 700 да с довесочком. Во дворах у всех есть коровушки, Где 2, 3, а где и все 10. Реки текут молочные. Где в Ситниково, а где в Старорямово. Получают сельчане за это
копеечку долгожданную, да желанную. У двора, да у каждого есть сад - полисад со цветочками. Красота кругом, что в раю тебе… Во дворах петухи поют заливаются, утки крякают, да гуси гогочут. | Улицы названия носят народные: Козловка, Россея,Смородинка, Волчий хвост, Поперешная . А главная – Сталинская. Средь села храм стоит со крестом, Но без маковки. Супротив его – магазин с почтою, а рядом памятник: воинам погибшим. Есть у нас в селе место, Где досуг можно провести, Дискотеки да игрища разные. Дом – казенный имеется, ДК называется. Школа у нас хорошая, двухэтажная, С залом спортивным, да со столовой отдельною. Народ у нас в селе живет самобытный, Характер имеет сибирский, но улыбчивый, да приветливый. Щедрый душой и стар и млад. Все талантливы. Кто-то песню поет звонкую, Раскрывая душу русскую. Иной удивит веселою частушкою. Живут в селе мастера и рукодельницы. Кто вяжет, кто шьет, Кто макраме плетет. Ткут ковры и дорожки, Вышивают крестом, да гладью. Пекут пироги расчудесные. |
Село Калмакское ...
На карте это только маленькая точка. Но с каким великим многовековым историческим прошлым. Оно вмещает в себя много славных страниц и прежде всего страницы о судьбах людей. Но их жизнь неразрывно связана с природой, местом обитания. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп, влияя на общественное разделение труда. С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. Поэтому особую и определяющую роль в жизни человека играет географическое расположение его места расселения.
село Калмакское (координаты) : долгота - 68°0’ E, широта - 55°46’ N
Село Калмакское расположено на территории юго-восточной части Тюменской области, южной части Армизонского района. Является населенным пунктом Калмакского муниципального поселение в 38км от райцентра.Протяженность с севера на юг – 12 км, с запада на восток –10 км.
Село расположено в юго-восточной части Тюменской области, в 230 км от областного центра и в 72 км от железной дороги. Тюменская область является одним из самых больших регионов нашей Родины, прошлое которого насыщено яркими историческими событиям, связанными с освоением Сибири, переселением крестьян из Европейской России. Эти события нашли отклик и в истории нашего села.
Страницы истории.
Переселение началось с конца XVI в. вслед за экспедицией Ермака: отмечено, что основу старожильческого населения составили переселенцы из восточных и северных областей Европейской России. Постепенно осваивая зоны подтайги и южной тайги, частично северной лесостепи, продвигаясь по Иртышу, они осваивали новые земли, сдвигая и ассимилируя тюрков и угров.
Современное население юга области включает в себя потомков «чалдонов» (старожилов), «рассейцев» (переселенцев XVIII в.) и западносибирских татар, проживающих в девяти районах юга области, в том числе в Армизонском районе.
История нашего села уходит далеко вглубь. Название же его Калмакское (сокращенное Калмак) с тюркскго переводиться как – «оставаться». Вероятно, остаток какого-то племени, большая часть которого откочевала в другую местность, а небольшой остаток «калмак» остался на прежней территории В тататрском и сибирско-татарском языках слова с корнем кал- означают «остаток», «оставлять», «обломок» [ТРС 1993:123]; Таким образом, семантика этнонима калмак – «остаток от откочевавшего в другое место племени».1
1. Из семантико-этимологического словаря сибирско-татарских этнотопонимов.
4. Предания старины глубокой …
Первые упоминания о селе Калмакское мы нашла в книге "Ведомость 1781 года о составе приходов Тобольской епархии".
На основании ревизских сказок Армизонской волости за 1795 г. и за 1782 г. по другим населенным пунктам можно сделать вывод что:в 1782 г. уже существовало 11 деревень, относившихся в то время к Кизацской слободе:Прохорова, Каянацкая (Кайнацкая), Зубарево, Глубокая, Вялково (Вьялково), Армизон, Снигирева, Плоское, Орлово, Сухая, Иваново и относящиеся к Бердюжской слободе: Калматская, Шабалино, Забошная, Няшино.
Из Ревизских сказок по Бердюжской волости 2, 1795г мы выяснили, что д. Калмацкая была образована между 1762-1772 гг. (ф. 154 оп. 8 д. 166 Ревизские сказки по Бердюжской волости , 1795г. Учтено муж. д. в 1782 г. - 138, в 1795 – 243 жен. д. в 1782 - 174, в 1795 – 271)
В ревизских сказках указано , что первая волна переселения крестьян в Тобольскую губернию прошла в 1762 году, а вторая волна переселения - в 1846 году.В списках преселенцев, указанных в ревизских сказках я
Мы нашли фамилии своих предков .
Из воспоминаний Шевелевой Евдокии и Писаревой Дарьи Андреевны (которые были внуками первых переселенцев,) шли они в Сибирь долго, целых три года.
Внуки первых переселенцев Писарева Д.А. Шевелева Е. | Дети переселенцев второй волны Филатова Д. А. Филатова В. |
Первыми переселенцами была построена деревянная церковь, так как пришедшие из-за Урала крестьяне были глубоко верующими, трудолюбивыми: мужчины владели различными ремеслами, а женщины – рукоделием. Село по тем временам было зажиточное, несколько домов были деревянные двухэтажные, в них жили богатые крестьяне и держали торговые лавки. В 15-ти верстах от села проходил шелковый путь. По большим праздникам на площади перед церковью проводились ярмарки, куда с окрестных деревень люди свозили свой товар, продукты. Имелись постоялые дворы, ямщики занимались извозом. За деревней - крепкая кузница.Долгими зимними вечерами мужчины вязали сети, а женщины ткали ковры, дорожки. А в соседней д.Рямовой(в 3 верстах) был конный завод, в котором разводили орловских рысаков.
Вторая волна переселенцев, предположительно крестьяне Смоленской области.По воспоминаниям Филатова Деменьтия Артемьевича, его отцу было всего 4 года, когда семья прибыла в д.Калмакское.
5.Годы лихолетия.
Трагические события страны не обошли и наше село.
Революционная волна докатилась до него только к 20-м годам прошлого столетия. Из воспоминаний наших прапрабабушек Филатовой Евгении Деменьтьевны и Михалевой Евдиньи Андреевны, в то время им было по 10 лет, когда через деревню проходили войска генерала Колчака. Многие жители попрятались, боясь неопределенности. Но плохого ничего не произошло, наоборот, заметив у детей коросты на голове, армейский врач дал их матерям мазь, которой потом они лечили детей много лет.
После установления советской власти в с.Калмакское прошла волна коллективизации, были образованы три колхоза «Память Ленина» , «Память Сталина», «17 партсъезд».
Началась ВОВ из нашего села ушло 214 человек, остались только женщины, и старики и дети .Как и вся страна в трудные военные годы, они поддерживали фронт из тыла: отправляли муку, махорку, теплые вещи, вязанные своими руками, валенки, тулупы. Вот как вспоминают наши бабушки Писарева Мария Петровна и Михалева Елена Павловна годы войны. Когда началась война им было по 11 лет, они работали на поле: пололи табак, собирали колоски, на коровах пахали. Но, несмотря на все трудности, ходили в школу и закончили по 7 классов. Вместе с ними учились и дети из блокадного Ленинграда, которые жили в местном детдоме. На войне погибло 173 человека. Вернулось только 41.
Памятник воинам-односельчанам,погибшим в ВОВ
6.Возрождение православия на селе.
Церковь во имя святых безсеребренников Космы и Домиана
Первая церковь в с.Калмак была деревянной, построили ее в 1856 году.В 1900 году она сгорела. В этом же году прихожанами было подано прошение на строительство новой церкви, но уже из камня.Строительство новой церкви началось в 1902 году. Строили ее всем селом, помогали кто чем мог.В 1907 году строительство церкви закончилось. Это было одноэтажное белое здание, с 7-ю синими куполами, с одним колоколом, звон которого был слышен далеко по всей округе. Ограда вокруг церкви была кованная, крепления кирпичные,белые. Притч состоял из священника, диакона, двух псаломщиков.Священник получал 137 рублей 20 копеек, псаломщик-35 рублей 28 копеек.Диакон жалование не получал. Дома для притча были построены прихожанами в 1908 году.
В приход входили деревни Рямовая и Горюново. Всего прихожан насчитывалось мужского пола 2182чел., женского пола-2194 чел. За церковью числилась земля: пахотной – 90 десятин, сенокосной- 9 десятин, которая располагалась в 2 верстах от села. Церковный капитал составлял 1653 рубля.
При церкви имелась церковно-приходская школа, а в деревне Рямовой (3 верстах от с.Калмак)- министерская школа.
Церковь действовала до 1930 года. Затем ее частично разрушили: колокол сбросили на землю, купола сломали, иконы, которые прихожане не успели спрятать, сожгли. В церковном здании сначала был зерносклад, потом клуб, совхозная контора, магазин.
В 2003 году жители с.Калмакское решили восстановить церковь. На сходе села была выбрана староста Ленская Ольга Николаевна. Под ее руководством проведен частичный ремонт внутри здания, крыши. На сегодняшний день церковь действующая. В настоящее время приход открыт и по-прежнему величаво возвышается посередине площади в центре Калмака. Сюда приходят люди разных возрастов, черпая духовные и нравственные силы в общей молитве во славу Божию.
Космо-Дамиановская церковь, названная предками в честь Святых бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана, в понедельник, 14 ноября 2011 года , отмечала свой Престольный праздник. На встречу с прихожанами приехал местный священник отец Алексей вместе с благочинным Ишимского храма отцом Владимиром. После молебна состоялся крестный ход.
Мастерицы ковроткачества.
Богата калмакская земля культурным наследием. Славится оно
различными промыслами. Это и работы мастериц крючком и спицами, а главное ковроткачеством.
Выставка женских ремесел на Дне села 13 августа 2011 года.
Любовь к красоте
Великая сила – красота природы… И самое главное для нас сберечь это первозданное чудо и приумножить великое ее богатство. Создание вторичной культуры – это прежде всего создание мира красоты, несущего на себе отпечатки человеческого труда, ума и таланта. В нашем селе многие обладают такими качествами, но особую, трепетную любовь, заботу к сохранению и приумножению природного богатства проявляет Стерьхова Нина Николаевна и Никифорова Татьяна Леонидовна. У них особый дар выращивания всевозможных цветов. На их цветочных клумбах можно встретить и редкие растения, и те, которые встречаются повсеместно, но поражает взгляд их цветовое, видовое многобразнообразие.